пятница, 18 ноября 2022 г.

19 ноября почитаем Михайло Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.)

 

"На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному."
В.Г.Белинский

"Такие личности как Ломоносов появляются один раз в столетие. В нём совместились черты сразу трёх эпох: Возрождения, Просвещения и Нового времени. Понять явление Ломоносова помогает общее представление о смене эпох в общественном сознании."


"…Итак, 8 ноября (по старому стилю) 1711 года Елена Ивановна Ломоносова (урождённая Сивкова), жена холмогорского крестьянина Василия Дорофеевича, родила сына. Назвали его Михайлой. Василий Дорофеевич, хотя грамотой не овладел, умом и смекалкой не был обделён. Сына он учил не книжным премудростям, а знаниям и навыкам, без которых не станешь настоящим помором. Он первым из местных жителей построил и по-европейски оснастил двухмачтовое судно грузоподъёмностью более 5000 тысяч пудов, на котором ходил по Двине, Белому морю и по Северному океану. Кроме рыбного промысла, он по найму перевозил грузы казённые и частные в Пустозерск, Соловецкий монастырь, по берегам Лапландии, на реку Мезень. У него был немалый земельный надел, но главный доход имел от рыболовства и перевозки товаров.

Его жена Елена Ивановна, дочь дьякона села Николаевские Матигоры, умела читать и писать. Она стала первой учительницей Михайлы.

Михайло был единственным сыном Василия Дорофеевича. Как и все крестьянские дети, он с самого детства помогал родителям: пас домашний скот, трудился в огороде, в поле, на постройках. Поморы воспитывали детей в строгости. Почтение к старшим и труд – таковы были главные основы народной педагогики. Малейшее нарушение тишины и порядка в доме пресекалось немедленно и сурово. Земными поклонами благодарили родителей за новую одежду или обувку. Обедали молча. Девочки при этом занимали место на скамье в простенках между окон и не должны были выглядывать на улицу. Если в доме случались гости и хозяйка подносила им вино, дети должны были встать и поклониться гостям в пояс.

Строгость и порядок во всём, беспрекословное подчинение старшим служили залогом благосостояния семьи, продолжения рода, прочности нравственных устоев – подобно тому, как в рыбачьей или зверобойной артели четкое распределение обязанностей, их точное соблюдение обеспечивали успешный промысел. Дом помора – это лодья на суше. Семья его – артель, а сам он – кормщик. Непослушание, отклонение от установленного порядка грозят опасностью. На суше, как и на море, все зависит от воли, смекалки и опыта старшего."

"Украшение есть изобретённых идей пристойными и избранными речениями изображение. Состоит в чистоте штиля, в течение слова, в великолепии и силе оного."
М. В. Ломоносов "О науке и языке"

Неуёмную любознательность юного помора не могли удовлетворить ни толкователи Библии, ни объяснения людей, знающих иные верные приметы.

"Вдумчивый и честный мыслитель должен обладать умением рассуждать, сомневаться, использовать знания и сознавать своё незнание."
"…Итак, стремясь расширить свой умственный кругозор, Михаил Ломоносов с благословения архиепископа, руководителя Славяно-греко-латинской академии, отправился в Киев.

Вспомним основателя Киево-Печёрской лавры Иллариона. Он был священником дворцовой церкви при Ярославе Мудром, а с 1051 года стал первым русским митрополитом Киевским. В марте 1049 года он произнёс «Слово о Законе и Благодати». Его «Слово» предопредилило особенность русской философской мысли: стремление осознать насущные вопросы жизни и одновременно – вечные проблемы бытия человеческой личности и общества. Сыновья любовь и братство, а не рабская (или притворная) покорность правилам – вот что, по мнению, Иллариона, должно сплачивать русское общество:

Как посетил Бог человеческое естество,

Уже явилось неведомое и утаённое:

И родилась Благодать – истина, а не Закон, сын, а не раб."


Но для того, чтобы Ломоносов стал выдающимся поэтом, учёным, просветителем, одних только его личных качеств было слишком мало.
"Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что всего в жизни моей дороже."

М. В. Ломоносов о науке и языке

"Не для того мы живём на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить."

М.В.Ломоносов "О науке и языке"
"...Вновь и вновь обозревая начальную, столь бурную и драматическую, пору самостоятельной работы Ломоносова в Академии, нельзя не заметить, что именно непобедимая любовь к Истине и самозабвенная любовь к России, эта двуединая центростремительная сила всей его Судьбы заставляла его вести себя так, как он вел, а не иначе. Вспыльчивый темперамент его, «благородная упрямка» (как он сам определял потом эту свою черту), непосредственность натуры – все это величины, как бы производные от названной Любви. Сперва она обернулась для него нетерпением, и только. Затем она же, все та же Любовь, заставила его пройти через унижение и произнести предписанную формулу извинения. И все это при сознании глубокой неправоты и порочности оппонентов. Вот тут-то Любовь и укрепила его терпением. Он увидел, что любовь нетерпеливая чревата разрушительными последствиями и для Истины и для России, что она, быть может, – и не к Истине и не к России, а более – к себе самому. Такая любовь зиждилась на непрочном основании. Иными словами, этическую задачу, вставшую перед Ломоносовым в начале 1740-х годов, можно определить примерно следующим образом: быть в своей Любви на уровне ее предмета, построить и творчество и поведение свое так, чтобы вся его деятельность обернулась благими последствиями и для Истины и для России."

"Победить вредное можно, лишь утверждая благое. Победить Шумахера можно, лишь утверждая себя в Академии. Для этого же надо сперва победить самого себя."

М.Ломоносов

Подробнее 

"Идея просвещения, необходимости выработать непоколебимые нравственные и социально-политические критерии, которые позволили бы русскому государству вполне развить свои духовные и материальные ресурсы и привести в конечном счёте к общественному благоденствию, становится главной идеей гражданской поэзии Ломоносова. 

Для претворения в жизнь грандиозных планов, выдвинутых Ломоносовым, был необходим – и он прекрасно понимал это – прочный мир. Вот почему трудно найти у Ломоносова оду, где он не прославлял бы «любезную», «возлюбленную тишину». Один из любимейших поэтических образов его – это образ радуги, которую, по библейскому преданию, Бог воздвиг на небе в знак окончания всемирного потопа. Не исключено, что Ломоносов влагал в этот образ и свой особый смысл: ведь преломление солнечного света в водяных парах после грозы или бури означало для него гармоническое примирение извечных противников в его поэтическом мире – огня и воды. Светлая и радостная страна, насквозь пронизанная солнцем, – страна, в которой совершаются только мирные подвиги, – вот о какой России мечтал Ломоносов."

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

М. Ломоносов


"...Наконец, и в служебно-организационной сфере, преодолев в себе стихию анархического протеста, Ломоносов выходит победителем: становится сначала адъюнктом, а потом профессором, добивается учреждения Химической лаборатории. Кроме того, 4 марта 1751 года Академическая канцелярия получила из Сената указ о «пожаловании» Ломоносова в коллежские советники с жалованьем 1200 рублей в год.

Стал академиком и достиг известности сын черносошного крестьянина по своим трудам, талантам и заслугам.

Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные истоки нашего поэтического языка.

Высокая поэзия научного познания!"



Народное празднование 300-летия Михайло Васильевича Ломоносова (1711-1765 гг.)



История России XVIII-го века через жизнь и деятельность выдающегося учёного и литератора Михайлы Ломоносова Использована литература: Рудольф Баландин "Михаил Ломоносов", Издательский дом "Вече", 2011;Михаил Ломоносов "Я знак бессмертия себе воздвигнул...", Санкт-Петербург, Издательский дом "Азбука - классика", 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.